Дориан Грей

 

Дориан Грей / Dorian Gray

Рецензия от Геннадия Метелева

Тем, кто никогда ничего не слышал о писателе Оскаре Уайльде и его книге «Портрет Дориана Грея», можно только завидовать, ведь они впервые для себя откроют эту удивительную историю. Редкий случай, когда невежество достойно зависти. Тех, кто читал и хорошо знает первоисточник и экранизации прежних лет, этот фильм, как минимум не разочарует, дополнит смысловое пространство и сложившиеся образы. Удивит и взволнует. А иначе, зачем было бы снимать кино?

Развлекательной эту историю назвать никак нельзя, но экранное воплощение на редкость захватывающее и динамичное. Здесь вам и «саспенс», и «хоррор», и все другие умные латинизмы из словаря критиков и киноведов, объясняющие зрителю, почему у него бешено колотится сердце или льются слезы.

Английскому режиссеру и актеру Оливеру Паркеру, уже набившему руку в постановках уайльдовских вещей («Как важно быть серьезным», «Идеальный муж»), веришь безоглядно и «на слово», как поверил бы западный зритель Никите Михалкову, взявшемуся, скажем, за экранизацию «Трех сестер».

Когда мы имеем дело с определенной исторической эпохой, нравами, атмосферой – напомним, действие происходит в Лондоне в начале 20 века, — то немаловажную роль играет аутентичность контекста, подлинность деталей, и, в этом смысле, здесь все безупречно и комильфо. Костюмы, интерьеры и столь милые сердцу Уайльда (автора и человека) безделушки, вроде запонок, бутоньерки или портсигара, все до последней мелочи проработано с радующим глаз тщанием. Философия аристократического гедонизма получила адекватное визуальное воплощение. Операторская работа и спецэффекты (куда же без них!) на высоком, как и положено, уровне высокобюджетного и высокотехнологичного современного кино.

Новый «Дориан Грей» – это безусловное попадание в образы. Блестящие актерские работы. Там целое созвездие актеров – в главных и иных ролях (Бен Барнс, Колин Фёрт, Рейчел Херд-Вуд, Ребекка Холл, Эмилия Фокс, Бен Чаплин), так или иначе знакомых отечественному зрителю.

Это современное кинематографическое прочтение с модными монтажными «фишками» и режиссерскими ходами, с полным, однако, пиететом к авторскому замыслу, афористичности диалогов и остроумнейшим парадоксам великого писателя – Оскара Уайльда.
©Геннадий Метелев

Рецензия от Анастасии Соколовой

Роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» был экранизирован более пятнадцати раз, из них в 21 веке – уже целых три раза. Каждый новый режиссер, бравшийся за постановку, безусловно, желал привнести в знаменитую историю что-то новое, то, что отличило бы «его» картину от всех остальных. Удалось ли режиссеру Оливеру Паркеру, за плечами которого также экранизации двух других романов Уайльда, создать нечто новое, неповторимое? И так ли это необходимо, когда сам оригинал – совершенен?

Англичане более склонны к соблюдению традиций, чем их собратья американцы. Возможно, именно поэтому британские экранизации чаще соответствуют духу первоисточника, чем экранизации, снятые их американскими коллегами. И фильм Паркера не стал исключением: в целом он придерживается той сюжетной линии, которая в свое время была придумана Уайльдом.

Молодой красавец Дориан Грей (его играет Бен Барнс, известный нам по второй части «Хроник Нарнии») после смерти своего деда наследует все его имущество, включая особняк в Лондоне, и приезжает жить в столицу Англии. Здесь он знакомится с художником Бэзилом Хэллуордом (Бен Чаплин) и лордом Генри Уоттоном (Колин Ферт), который открывает для Дориана путь удовольствий и наслаждений. Уоттон внушает Дориану, что его красота и молодость – самое ценное, что у него есть. И когда Бэзил заканчивает писать портрет Дориана, тот, изумленный своей красотой, отраженной на холсте, говорит, что продал бы душу дьяволу, лишь бы никогда не стареть. Далее мы становимся свидетелями духовного разложения главного героя, который не чурается никаких способов насладиться жизнью – ведь все увечья, болезни и шрамы будут уродовать не его тело и душу, а лишь портрет, заботливо припрятанный в самый темный угол чердака.

Самое значительное изменение первоисточника, которое позволяет себе Паркер, – это появление во второй части фильма нового персонажа, дочери Уоттона Эмили (Ребекка Холл). Дориан влюбляется в нее и удивляется сам себе, ведь он уже не верил, что способен на проявление подобных чувств. Но постаревший Уоттон не даст Дориану сломать жизнь своей дочери…

Когда речь идет об экранизациях известных на весь мир произведений, режиссеру можно быть спокойным за драматическую составляющую (если только он не решает перевернуть сюжет вверх тормашками). Самой ответственной частью работы становится создание красивой визуальной картинки и звукового сопровождения, которые помогут рассказать историю и создать правдоподобный мир, в котором разворачиваются ее события.

Фильм «Дориан Грей» неплохо справился с этой задачей: Англия конца 19 века выглядит мрачно и зловеще и, кажется, повязла в пороке по самую свою пропитую глотку. Здесь не улицы, а одни закоулки, за каждым углом люди предаются разврату, грабят, убивают, насилуют друг друга… Здесь не дома, а лишь бордели, и даже в самом приличном доме вы не встретите добропорядочных девушек, но лишь шлюх. Дориан Грей вполне соответствует месту и эпохе, его породившим, и, наблюдая за его похождениями в этом царстве разврата, перестаешь верить в возможность искупления грехов и начала новой жизни.

Оливер Паркер в прошлом снимал фильмы ужасов, вот почему так убедительно ему удается передать весь мрак и ужас лондонских трущоб. Но, кроме того, он уделяет большое внимание сексуальным сценам, впрочем, достаточно целомудренным (и, большей частью, гетеросексуальным). Интересно здесь то, что Уайльд в своей книге не описал ни одного порока Грея, кроме его страсти к опиуму: каждый читатель согласно степени своей испорченности сам домысливает, каким грехам предавался Дориан.

Что касается актеров, то их работа в фильме действительно соответствует высшему уровню. Непривычно видеть Ферта в амплуа злодея-соблазнителя, но это придает ему еще больше шарма. Бен Барнс, безусловно, хорошо вжился в образ, и это видно по его игре.

В целом, можно сказать, что у Паркера получился хороший фильм на твердую «четверку». Минус балл за дешевые попытки запугать рычаньем, издаваемым портретом, и за не совсем убедительную сцену возвращения Дориана в Лондон после отлучки длиной в 25 лет: сложилось ощущение, что нестареющие люди в Британии – это нечто в порядке вещей.
© Анастасия Соколова

Продолжительность: 112 мин.
Производство: Великобритания, 2009
Сценарий: Тоби Финлэй
Режиссёр: Оливер Паркер
В ролях: Колин Ферт, Бен Барнс, Рейчел Херд-Вуд, Ребекка Холл, Эмилия Фокс, Бен Чаплин, Фиона Шоу и др.

 
 
 

0 Ком

Пока нет комментариев.

 
 

Оставить комментарий

 

You must be logged in to post a comment.